Глава 4. Принятие веры от Ахура Мазды

Глава 4. Принятие веры от Ахура Мазды

Принятие Веры.

Когда Заратуштре исполнилось тридцать, в день праздника Хамаспатмаэда (Равноденствия) он отправился к месту празднования весеннего гаханбара Маидьо-зарема, куда сходились люди со всей округи. Когда он шел в направлении этого места, он оказался на равнине реки Аэватака. И здесь его посетило видение: он увидел всех людей и весь прекрасный телесный мир к северу от себя, то есть сам он оказался самым южным из всех людей. Во главе человечества был Маидьо-мангха, его двоюродный брат, ибо именно Маидьо-мангха будет первым, кто примет его веру, и в видении Заратуштры Маидьо-мангха вел человечество за Заратуштрой.

 

Наконец к гаханбару Маидьо-зарема Заратуштра прибыл на  место празднования. Для соврешения Ясны и выжимки Хаомы на рассвете Заратуштра пошел к водам Вахви Даити. В этом месте река разделялась на четыре протоки. Заратуштра последовательно прошел через них, чтобы выбрать самое глубокое место, где вода была особенно чиста. Первая протока была ему до лодыжки, вторая – до колена, третья – до живота. Когда он вошел в третью протоку, с южной стороны показался великолепнй муж. Ростом он был в три копья, обликом он был прекрасен, одежды его были мягки и подобны свету. В руках он нес светящиеся веточки барсома. Заратуштра тем временем вошел в четвертую протоку, глубина которой в середине доходила ему до шеи, набрал в ней воду для Хаомы. Он вышел на берег и облачился в свои одежды.

 

Сиятельный муж, а это был сам Воху Мано – Благой Помысел, подошел к нему.

«Кто ты и чей ты?» – спросил Воху Мано.

«Я Заратуштра Спитама» – отвечал тот.

«О Заратуштра Спитама! О чем твое первейшее томление? О чем твое первейшее старание? О чем твое первейшее желание?»

 

«Из всего сущего об Аше (Праведности) мое первейшее томление. О Праведности мое первейшее старание. О Праведности мое первейшее желание. И я желаю постичь волю вышних существ и воплощать в мире столько Праведности, сколько они явят мне в чистом бытии!»

 

Воху Мано молвил: «То, что есть Аша (Праведность), существует. И существует Тот, Кому она принадлежит». Заратуштра ответил: «То, что есть Аша (Праведность) существует, и относительно ее существования я не сомневаюсь. Но каков Тот Свет и где Он, Тот, что появляется благодаря тебе, о Благой Помысел?»

 

Воху Мано отвечал: «О Заратуштра Спитама! Отложи свою одежду, чтобы мы могли встретиться с Тем, Кем ты был сотворен и Кем был сотворен я, Кто есть Дух Святейший и Самый Благодетельный из сущих, и о Ком я свидетельствую. Проследуй на духовное собрание!»

 

И Заратуштра подумал: «Насколько благ свидетельствующий о Творце, настолько лучше должен быть Сам Творец». И он проследовал за Воху Мано.

 

Воху Мано сделал девять шагов, а Заратуштре пришлось сделать девяносто. Когда он прошел девяносто шагов, он узрел собрание Амешаспандов. Когда он подошел к ним на двадцать четыре шага, он не увидел собственной тени: столь ослепительным был свет, исходивший от них. На этом собрании, что случилось на берегу реки Вахви Даитья, присутствовал Сам Творец – Господь Мудрый Ахура Мазда с единосущными Амешаспандами, имена которых суть: Воху Мано (Благой Помысел), Аша Вахишта (Истина Наилучшая), Хшатра Ваирья (Власть Желанная), Спента Армаити (Святое Благочестие), Хаурватат и Амеретат (Целостность и Бессмертие).

 

Заратуштра молвил: «Поклон Тебе, Ахура Мазда! Поклон вам, Амешаспанды!» Затем подошел к ним и сел на место вопрошения.

 

Заратуштра задал первый вопрос: «В телесном мире что самое совершенное, что второе по совершенности, а что третье?» Ахура Мазда отвечал: «Первое совершенство – благие помыслы, второе – благие речи, третье – благие дела».

 

Далее Заратуштра спросил: «Какое деяние благо, какое лучше, а какое есть наилучшее из всех деяний?» Ахура Мазда ответил: «Почитание Амешаспандов – благое деяние, созерцание их – более благое деяние, а исполнение их воли на земле – наилучшее из деяний».

 

Затем Ахура Мазда явил Заратуштре двойственность изначального происхождения и разделение в каждом деянии, сказав: «Существует два изначальных духа. Из них один, лживый, выбрал творить беззаконие и зло, а другой, Святой Дух Праведности, избрал Праведность. И тот, что тот дух, что являет свет, молвил второму, тому, что во тьме: “Ни наши  мысли, ни желания, ни слова, ни дела, ни вера, ни предпочтения и устремления не придут к согласию. Тот, кто любит свет, пребывает среди света, а тот, кто любит темноту – во мраке».

 

Ахура Мазда явил Заратуштре свою Вселенскую Мудрость, которая есть Он Сам. Он наполнил небеса бесконечным светом, уничтожающим всякую тьму, в которой прячется Противник. Голова Вселенской Мудрости была выше вершины неба, а ноги – ниже дна неба, руки ее достигли краев неба, само же небо покрыло ее как одежда. И все Амешаспанды явились в таком же облике друг за другом, один ниже другого на палец.

 

Так сидел Заратуштра перед Ахура Маздой и вызнавал Его Слово. Множество вопросов было задано им и на все их он получил ответ Ахура Мазды. Заратуштра познал все, что было, что есть и что будет в обоих мирах: телесном и духовном – все, что составило его Откровение, его Веру, которую он должен был передать всем существам телесного мира. Он увидел, как в конце времен произойдет Блистательное Обновление Бытия (Фрашо-керети) и конечное воплощение всех людей, когда-либо живших на земле.

 

Заратуштра спросил Ахура Мазду: «Откуда вновь возьмется тело, которое унесла вода и развеял ветер? Как свершится воскресение мертвых?» Ахура Мазда отвечал: «Если Мною однажды был создан телесный мир, были созданы небо, вода, земля, растения, скот, человек и огонь, то почему же Мне будет невозможно воссоздать то, что уже однажды было». И он показал Заратуштре, как мир будет очищен от зла и как люди ради очищения войдут в реку расплавленного металла и приверженцам Злого духа тьмы она будет губительна, но для истинных праведников, приверженцев Благой Веры Заратуштры она покажется теплым молоком. Тогда Злой дух и все силы зла будут повержены, а в обоих мирах надолго и на всегда воцарится жизнь Аши, полная Благого Помысла.

 

Амешаспанды показали Заратуштре три способа утверждения Благой Веры. Первый – посредством огня. Заратуштра сделал три шага через него со словами «благая мысль, благая речь, благое деяние» и не сгорел. Далее на грудь ему был вылит расплавленный металл. После того как он остыл, невредимый Заратуштра взял слиток и вручил его Амешаспандам. Ахура Мазда пояснил: «С утверждением Благой Веры, когда случится религиозный диспут, твои последователи будут лить металл на грудь рата, брать его руками и верить в Того, Кто над телесным бытием».

 

Затем было разрезание ножом и внутренности Заратуштры обнажились, а кровь потекла. Но целительные руки Амешаспандов были наложены на рану и она тут же зажила. Ахура Мазда пояснил: «У тебя и у твоих последователей благодаря прохождению через эти три испытания: через огонь, расплавленный металл и воздейстиве острых предметов, – не будет никакого искажения Благой Веры.

 

Заратуштра увидел будущее торжество Веры Ахура Мазды, которую он принесет людям. Но он также увидел и собственную гибель. Страшась этого, Заратуштра взмолился к Творцу: «О Создавший небо, воду, землю, растения, скот, человека и огонь! Сделай меня бессмертным подобно тем, кому Ты даруешь бессмертие!»

 

Ахура Мазда отвечал: «О Праведный Заратуштра! Если Я сделаю тебя бессмертным, то не придет смерть и к Брата-урвахшу, которого Противник сляпал специально, чтобы погубить тебя. И тогда Обновление бытия и конечное воплощение будут невозможны». И Заратуштра понял, что земное бессмертие в бездетности много хуже жизни в браке, полной Праведности, и воспитания своего потомства.

 

Тогда Заратуштра промолвил: «О Ахура Мазда! Твои голова, руки, ноги, волосы, лицо и язык кажутся мне такими же, как мои собственные, а твои сияющие одежды похожи на одежды людей. Подай мне свою руку, чтобы я взял ее». Ахура Мазда ответил: «Я неосязаемый дух, и взять меня за руку невозможно». Заратуштра сказал: «Ты неосязаем, как неосязаемы и Амешаспанды. Когда я уйду с этого собрания, я не буду видеть вас. Я же хотел бы почитать того, кого вижу. Существует ли в телесном мире нечто осязаемое, что имело бы с вами одну сущность?»

 

Ахура Мазда ответил: «О Заратуштра Спитама! Каждый из нас дал телесному мира своего представителя, чтобы через него осуществлять в телесном мире то, что каждый осуществляет в духовном. Кто проявляет заботу и почитание по отношению к этим семи вещам, тот совершает добро и удовлетворяет нас, Амешаспандов. Так, кто желает удовлетворить Меня, Ахура Мазду, пусть удовлетворяет праведного человека, ибо праведный человек подобен Мне, Ахура Мазде. Удовлетворяющий скот удовлетворяет Воху Мано. Удовлетворяющий огонь удовлетворяет Аша Вахишту. Удовлетворяющий металл, удовлетворяет Хшатра Ваирью. Удовлетоворяющий землю удовлетворяет Спента Армаити. Удовлетвояющий воду и растения удовлетворяет Хаурватат и Амеретат. Объяви же, о Заратуштра Спитама, людям мою волю и скажи, чтобы они шли путем Праведности, не гешили и не были нечестивыми, и тогда мой рай и свет будет их долей!»

 

Тогда, чтобы объяснить Заратуштре сущность устанавливаемой им религии, Ахура Мазда спросил его о бытовавших в то время верованиях людей: «Почему люди, даже самые возвышенные и влиятельные, почитают дэвов и называют дэвов великими?»

 

Заратуштра, много раз наблюдавший дэвопоклоннические культу у себя на родине, отвечал: «Люди спешат в поросшую лесом равнину, где нет ни жилья, ни посевов, ни даже лая собак, там они проводят ночь, а по возвращении говорят: мы советовались с дэвами, мы просили у них власть и главенство, и они дали, мы просили у них обилие стад, и они дали.

 

Ахура Мазда спросил: «Как же дэвы им дают все это, ведь они сами этим не обладают?»

 

Заратуштра сказал: «Люди говорят по-разному. Одни утверждают, что после общения с дэвами он обретал больше стад. Другие говорят, что после общения с дэвами им становилось хуже. Но всем, чем они обладают, они считают обязанным дэвам. И говорят люди: «Смотрите на того, кто возвращается от дэвов: идет ли он понурый с опущенной головой, или радостный с расправленными плечами – это демоны искушают его в безлюдном месте!»

 

И Ахура Мазда ответил Заратуштре: «Согласно моей воле следи не за их состоянием, а за своим, блюди себя с головы до ног, с обеих боков, молись и спереди и сзади, и в любом направлении, ибо мы, Амешаспанды, по отношению к тебе не как дэвы к человечеству, мы даруем невидимый дар, а дэвы, обрушиваясь, соблазняют удовольствием. И на тебя обрушится друдж в образе женщины златотелой и полногрудой, прося у тебя дружбы. Но ты не должен позволять ей с тобой разговаривать и добиваться у тебя дружбы и сноситься с ней. Отгони ее чтением победоносной молитвы Ахуна Ваирья».

 

Так получив соврешенное наставление, Заратуштра пошел обратно в телесный мир к тому самому месту на берегу реки Даити, где была оставлена его одежда.

 

Подойдя к одежде он увидел прекрасную златотелую полногрудую женщину, обратившуюся к нему с просьбой о дружбе. Заратуштра спросил ее: «Кто ты?»

 

«Я Спента Армаити», – отвечала красавица.

 

«Ту, кто Спента Армаити, – ответил Заратуштра, – я хорошо разглядел в свете безоблачного дня. Она была прекрасной спереди, прекрасной сзади, прекрасной со всех сторон. Повернись же ко мне задом, чтобы я мог убедиться, что ты Спента Армаити»

 

«О Заратуштра Спитама! Разве ты не ведаешь, что мы, женщины, прекрасны спереди, но некрасивы сзади? Не проси меня обернуться».

 

Но Заратуштра настаивал на своем. Так она трижды отказывалсь, но Заратуштра был непреклонен. Наконец она подчинилась, и Заратуштра увидел, что она сзади изошлась менструацией, которая вся кишела змеями, жабами и червями. Тогда пророк пропел победоносную Ахуна Ваирья, и друдж сгинула.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: